Статьи Экспертов

22 февраля 2019
Пожаловаться

Доклинические исследования: где этому учат?

   2
585
0

Руководитель исследования является одной из ключевых фигур при проведении доклинических исследований (ДКИ). Он должен иметь обширные знания в области фармакологии, физиологии, патофизиологии, ветеринарии, биоэтики, статистики и так далее, владеть иностранными языками. Сегодня в нашей стране нет ни одного высшего учебного заведения (ВУЗ), которое бы выпускало квалифицированные кадры по данному направлению. Безусловно, ряд ВУЗов предлагает студентам посещать студенческие научные общества (СНО), в которых можно получить некоторый набор знаний и навыков по работе с лабораторными животными. К сожалению, ВУЗы, как правило, предлагают студентам в качестве тест систем мышей, крыс, в редких случаях - кроликов. Программы обучения в СНО построены по принципу проведения фундаментальных исследований и не дают представления о том, как на самом деле должны разрабатываться дизайны доклинических исследований. Еще одной важной проблемой является отсутствие в ВУЗе именно биоэтической комиссии, и ДКИ оценивается локальным этическим комитетом, в состав которого входят, как правило, только специалисты в области клинических исследований.

Несмотря на наличие дефицита кадров в сфере ДКИ, на мой взгляд, нецелесообразно решать данный вопрос на законодательном уровне. Объем сегмента ДКИ относительно невелик, поэтому нет потребности в большом количестве специалистов. Например, за рубежом Federation of European Laboratory Animal Science Associations (FELASA) разработан многоступенчатый курс для специалистов (ветеринарных врачей, токсикологов, фармакологов), работающих в области ДКИ, рассчитанный на несколько лет, который позволяет получать множество знаний и практических навыков (осуществление экспериментальных процедур с лабораторными животными).

Хочу отметить, что сегодня принципиально изменился подход к обучению в аспирантуре. В СССР и постсоветской России аспирантура была нацелена, в первую очередь, на получение практических навыков, подготовку кадров для научно-исследовательских лабораторий. Многие ВУЗы имели в своем составе виварии, содержащие мышей, крыс, кроликов, кошек, собак. Итогом обучения в аспирантуре была защита диссертационной работы. ВУЗ получал в свой штат научного сотрудника, способного самостоятельно решать поставленные задачи. Современная аспирантура делает ставку на получение теоретических знаний и подготовку в первую очередь педагогических кадров. Хотелось бы изменить текущую ситуацию. На мой взгляд, ВУЗы и испытательные центры должны совместно разрабатывать образовательные программы с обязательным практическим курсом по работе с лабораторными животными для магистров и интернов, а аспирантура должна позволять соискателю, уже имея базовые знания, погрузиться в решение научных задач в рамках диссертационной работы.

В наш центр на должность Руководителя исследований мы принимаем специалистов с высшим образованием: врач, ветеринарный врач, провизор, биолог. За время существования доклинического центра стало понятно, в каких областях знаний необходимо развивать сотрудников в зависимости от их начального образования и предыдущего опыта работы. Особое внимание уделяем вопросам гуманного обращения с животными, оцениваем не только профессиональные качества сотрудника, но и личные качества, включая его отношение к работе с лабораторными животными. В 2018 году мы продолжили нашу работу в вопросе подготовки кадров для ДКИ, получили Лицензию на право оказания образовательных услуг по реализации программ дополнительного профессионального образования, был создан обучающий центр. В 2019 году запускаем первый курс по программе повышения квалификации «Доклиническое изучение безопасности лекарственных средств. Подготовка программы исследований в соответствии с требованиями Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК)», рассчитанной на ветеринарных врачей, фармакологов, токсикологов, специалистов, работающих в сфере фармаконадзора. Я убеждена, что постоянный обмен опытом, повышение публикационной активности российских учёных и внедрение системы дополнительного профессионального образования смогут в ближайшие 10 лет решить вопрос дефицита кадров в данной области.


Комментарии

0