Статьи редакции

26 февраля 2019
Пожаловаться

Долго и счастливо

   0
1601
0

«Стареть скучно, но это единственный способ жить долго».

/Шарль Сент-Бев/

 

26-ого февраля в  ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» прошёл первый интенсив Школы журналистов на тему «Активное долголетие и геронтология в России». Организатором мероприятия стал Медиаинститут общественного здоровья во главе с его директором, Варварой Кажберовой. Круглый стол состоялся при поддержке Фонда содействия продлению жизни во главе с Еленой Миловой и НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, научный руководитель которого, академик РАН Хабриев Рамил Усманович, открыл мероприятие.

Дискуссия раскрылась во всём всём многоцветии благодаря разным подходам и мнениям: научным, этическим, философским, практическим и гуманистическим.

Рамил Усманович Хабриев для начала привёл некоторые цифры, отражающие положение дел на сегодняшний день. Таким образом, 20% россиян «преклонного возраста» сегодня не следит за качеством принимаемой пищи, 55,7% считает медицинскую помощь в России доступной, 40% не соблюдает рекомендации лечащего врача или соблюдает не систематически/ частично/ не всегда;  11,9% предпочитают активный отдых, и 62% опрашиваемых ответили, что хотели бы вести здоровый образ жизни, но не мотивированы или не знают, в чём заключается ЗОЖ.

«Данные социологического опроса, проведённого при участии нашего Института в старших возрастных группах населения страны свидетельствуют, что основными жизненными приоритетами для них является «семья» и «дети и внуки». Здоровье как важнейший жизненный приоритет отмечают менее четверти опрошенных. Как нам объяснить поколению, выросшему в условиях социального патернализма, что, сохранив своё здоровье, сделаете больше для своей семьи?» - сказал во вступительной речи Р.У. Хабриев.

«Одним из самых серьёзных и эффективных шагов на пути к решению проблем в области геронтологии могла бы, на мой взгляд, стать профилактическая медицина, которая, к сожалению, непопулярна в нашей стране. Это важнейшая составляющая всей системы здравоохранения, которая хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Как пример можно взять Кубу, которая благодаря инструментам профилактической медицины, грамотной системе мер предупреждения возникновения заболеваний добилась потрясающих результатов: выявления онкологических заболеваний – в частности рака молочной железы – на первой или второй стадии. В России выявляемость по этой нозологии крайне низкая: диагноз, как правило, ставится на III-IV стадии, когда доступные во всём мире варианты качественной эффективной терапии – в первую очередь таргетной -  уже не представляются возможными», - отметила Анна Плесовских, управляющий партнёр объединённого фармацевтического портала PharmaPharm.

Р.У. Хабриев поддержал Анну Плесовских, подтвердив, что поднята крайне важная проблема, что острая необходимость в профилактической медицине возникла после распада Советского Союза, и тема до сих пор является крайне болезненной.

В мифах и сказаниях всех народов мира всегда есть место теме поиска бессмертия. «Большинство ранних мифологических и религиозных сюжетов так или иначе связано со стремлением к сохранению совершенного здоровья и победе над болезнями», - говорится в памятке для журналиста «Биотехнологии молодости и долголетия», подготовленной к сегодняшнему мероприятию.

В своё время ЛЕВАДА-центр проводил опрос «Как долго вы хотите жить?», который пришлось впоследствии скорректировать, потому как не слишком корректно прозвучавший вопрос воспринялся респондентами неверно: большинство из нас воспринимает термин «старость» как синоним «немощи», «дряхлости» и различных болезней. Задача продления жизни – в качестве этой самой жизни: здорового, продуктивного периода. В 2012 году ЛЕВАДА-центр переформулировал вопрос, добавив часть «сохраняя здоровье».

В России результаты опроса оказались более чем скромными: бОльшая часть респондентов ответила, что хотела бы прожить всего лишь на 5-10 лет больше средней продолжительности жизни в РФ. 23% призналось, что хотелось бы прожить «в несколько раз больше», а «неограниченно» долго жить хотели бы лишь 9% россиян. «Бессмертие» же воспринималось респондентами, как ни странно, «покушением на личную свободу».

В США аналогичный вопрос дал совершенно иные результаты: количество людей, желающих максимально продлить свою жизнь, зашкаливало – до 80% американцев готовы с помощью «рациональных инструментов радикально продлевать жизнь». Люди готовы взять «медицинский контроль» над старением.

ВОЗ ставит перед собой приоритет: стремление к совершенному здоровью как глобальное движение. Само понятие «здоровье» ВОЗ определяет следующим образом: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Старение же – это процесс накопления повреждений в клетках и тканях, который сопутствует нормальной жизнедеятельности организма. По мере накопления повреждений функция клетки, ткани, органа нарушается, и начинает развиваться возраст-зависимое заболевание.

«Старость – неизлечимая болезнь», - говорил Сенека. Актуальна ли эта фраза в наши дни?

Недавно пользователи соцсетей стали публиковать пост, представляющий собой список причин смертей, записанных священниками в дореволюционной России. Среди них были следующие: «от обыкновенной дряхлости», «от престарелости», «по возрасту», «от естественного изнурения сил», «натуральной смертию», «от слабой жизни», «от природной обветшалости» и «по требованию времени».

Более ста лет прошло с тех пор. Можем ли мы сегодня допустить признание старения болезнью?

Оказывается, не только можем: ВОЗ внедрила дополнительный код «Связанные со старением» (ХТ9Т) для заболеваний, определяемых как «вызванные патологическими процессами, которые неизбежно ведут к потере адаптации, и усугубляющиеся в пожилом возрасте», в последнюю версию Международной классификации болезней, МКБ-11. Журнал «Lancet» за август 2018 года в материале Life extension advocacy foundation, переведённом Еленой Миловой, рассказал о новом коде, который был внедрён в результате совместного предложения, представленного Целевой группе МКБ-11 ВОЗ исследователями из Фонда исследований биогеронтологии, Международного альянса за продление жизни и Совета по общественному здоровью и проблемам демографии. Так как коды МКБ необходимы для регистрации новых лекарственных препаратов и методов лечения, «признание возраста как патологического процесса вместе с заменой кода МКБ-10 «Старость» (R54) на «Старший возраст» (MG2A) в МКБ-11 представляет несомненный прогресс в преодолении препятствий на пути регулирования, которые до сих пор мешали развитию терапевтическим вмешательств и профилактический стратегий, воздействующих на старение и связанные с возрастом заболевания», - пишет Е. Милова.

Амбициозную цель в Указе «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. Поставил Президент РФ В.В. Путин: поднять среднюю продолжительность жизни до 78 лет уже к 2024-ому году и до 80 лет – к 2030-ому. Тем временем Всемирная Организация Здравоохранения прогнозирует к 2050 году 22% населения мира старше 60 лет (для сравнения: в 2015-ом году – 12%, т.е. примерно 900 млн). Старение населения проявляется не только в странах с высоким уровнем дохода: «прогнозируется, что к 2050 году 80% людей старше 60 лет будут проживать в странах LMIC lower middle-income countries», страны с доходами ниже среднего уровня – прим. PharmaPharm)», - говорится в материале Елены Миловой «Открывая возможность лечения старости как болезни».

И несмотря на то, что внедрение расширенного кода в МКБ-11 не означает полного признания старения как болезни, тем не менее, это говорит о признании ВОЗ старения важнейшим фактором риска развития заболеваний, а также свидетельствует о значимости здравоохранения в области патологий, непосредственно связанных с процессами старения.

Вадим Гладышев, профессор медицинской школы Гарвардского университета (США), профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова, прочитал коллегам лекцию и рассказал о трендах в исследованиях науки aging, о геропротекторах, о  финансовых вложениях в изучение старения в мире («всего 1 млрд долларов из 30 млрд», выделенных на здравоохранение),  о теориях старения, заметив, что в каждой из них есть зерно, но, тем не менее, все они неполные.

Так, существует 5 теорий:

- программная (A. Weissman, В.П. Скулачёв)

- эволюционная: накопление мутаций и антагонистическая плейтропия (множественность функций – прим. PharmaPharm)

- свободно-радикальная (D. Harman)

- расходная сома (T. Kirkwood)

- гиперфункция (М. Благосклонный)

Спикер заметил, что все по-разному понимают термин «старение» и его старт.

Когда, на ваш взгляд, начинается старение? – задал он вопрос аудитории.

- оплодотворение

- рождение

 - «самая низкая смертность»

- период половозрелости

- конец развития

- «когда видны процессы старения»

Как правило, суть старения видят в накоплении повреждений, которые начинаются с самого рождения, в изнашивании организма. Тем не менее, единого, общего взгляда в научном мире не существует. «Старение – это системный процесс», - сказал В. Гладышев.

Также он рассказал о маркёрах старения:

- DNA methylation: метилирование ДНК (молекулярный механизм, являющийся потенциальным биомаркером; модификация молекулы ДНК без изменения самой нуклеотидной последовательности ДНК; способствует передаче паттернов следующему поколению клеток при митозе – прим. PharmaPharm).

- metabolite profiling: метаболическое профилирование (метаболическое профилирование - это количественный анализ метаболитов, относящихся к одному химическому классу веществ или определённому биохимическому пути, который проводится с целью поиска биомаркёров заболеваний, исследования целевых групп метаболитов, диагностики или поиска мишеней для воздействия лекарств – прим. PharmaPharm)

 - gene expression: экспрессия генов (процесс, в ходе которого наследственная информация от гена преобразуется в функциональный продукт — РНК или белок; наглядный пример экспрессии генов – однояйцевые близнецы с одинаковыми молекулами ДНК, в раннем детстве выглядевшие совершенно идентично, а к старости потерявшие сходство - прим. PharmaPharm)

- fraility index (FI): т.н. «индекс слабости» (используется для измерения состояния здоровья пожилых людей в качестве косвенного показателя старения и их уязвимости к неблагоприятным исходам – прим. PharmaPharm)

- biochemistry: биохимия крови

- skin - кожа

Вадим Гладышев поведал о сенолитиках – лекарствах, которые убивают старые клетки. Состарившиеся клетки могут быть удалены иммунной системой организма, но процесс очищения с возрастом ухудшается и становится менее эффективным, в результате чего эти клетки накапливаются в тканях организма, а некоторые из них подвергаются мутационным изменениям и могут переродиться в злокачественные. Сенолитики – класс препаратов, способный избирательно инициировать гибель состарившихся клеток.

Было отмечено, что поддерживать исследования в области старения не спешат: многие полагают, что результаты попросту не будут доступны «обычным смертным».

Представители СМИ выделили потенциально «опасные» слова и словосочетания, которые очень часто используются при освещении темы старения и негативно воспринимаются читателем:

- «продление жизни»

- «усовершенствование человека»

- «бессмертие»
- «вмешательство в генетику».

Определили и «полезные» выражения:

- «продление здоровья»

- «обращение вспять»

- «профилактика возрастных заболеваний»

- «профилактика/ лечение тяжёлых заболеваний»

- «долголетие»

В СМИ, освещающих тему старения, существует 2 крайности: либо попытка максимального упрощения информации для читателя, зачастую приводящая к искажению информации, либо подача слишком сложная, с множеством специализированных терминов, без разъяснения.

С докладом выступила культуролог, кандидат филологических наук, старший научных сотрудник факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Марина Князева, которая внесла элемент философского отношения к проблеме, заметив, что мы рассмотрели её со всех сторон, оставив смысловую сторону нетронутой.

«Долголетие – это перекрёсток между биологией, политикой, экономикой и культурой. Идея долгой жизни столь же прагматичная, сколько философская», - сказала М. Князева, - «понятие «старости» дискредитировано, а я предлагаю заменить термин на «возраст плато» или «серебряный возраст»; человек, который живёт долго, это человек высокой культуры».

Марина Князева рассуждала о «человеке-мудреце» как об «адепте устойчивости в неуравновешенном мире», рассказала о взаимосвязи между продолжительностью жизни и уровнем образования, об идее личностной бесконечности и о «мудреце» как об архетипе мирового знания. «Долголетие – это атрибут и артефакт культуры», - подытожила она.

В рамках дискуссии приглашённые эксперты пришли к выводу, что самым эффективным инструментом стала бы профилактическая медицина, и сошлись во мнении, что далеко не каждый пожилой человек готов вкладывать силы и – тем более - финансы на выстраивание пресловутого ЗОЖ. Кроме того, не все пожилые люди готовы использовать современные гаджеты для отслеживания, мониторинга своего состояния здоровья, а без сбора данных трудно составить реалистичную картину и выявить имеющиеся проблемы. Помимо прочего, россияне крайне доверчивы, и любая идущая из СМИ информация воспринимается многими непреложной истиной, чем пользуются недобросовестные издания, а также так называемые «биохакеры», пропагандирующие сомнительные инструменты «омоложения».

Безусловно, у любого массового медиа гораздо больше рычагов влияния, но это не значит, что менее известным изданиям и ресурсам не нужно наращивать репутацию и бороться за качественный контент. Ответственность медицинских журналистов – огромна: помимо постоянного саморазвития, участия в дискуссионных площадках, им необходимо собирать пул профильных спикеров, опинион-лидеров, экспертному мнению которых можно доверять, сформировать этическое поле, тщательно заниматься фактчекингом как неотъемлемой частью редакционного процесса. Эксперты говорили и о моральной составляющей: помочь увидеть возможности продлить активную и здоровую жизнь – долг журналистов не только как специалистов в своей отрасли, но и как детей своих родителей.

«Запрос на качественные, неаффилированные и яркие просветительские проекты для журналистов приходит отовсюду. К нам обращаются из регионов, из ведущих СМИ, научных и ведомственных учреждений. Наше первое пилотное мероприятие недаром посвящено именно активному долголетию. Без наследия, как известно, нет будущего. Впереди много интересных тем и для журналистов, и для врачей», - сказала Варвара Кажберова.

 

С уважением,
Команда
PharmaPharm


Комментарии

0