Всероссийская студенческая фармолимпиада (ВСФО) – одна из ключевых площадок для профильных компаний, стремящихся собрать в своём штате будущих перспективных специалистов с большим потенциалом. Для студентов подобные мероприятия могут стать решающими в их карьере. PharmaPharm узнали у HR-сотрудников компаний Сервье и Takeda Pharmaceuticals, партнёров мероприятия, о подготовленности студентов к будущей работе и взаимодействии в триаде «ВУЗ – студент – работодатель».
Елена Егорова, директор по персоналу по странам ЕАЭС компании Сервье:
- Как вы можете оценить качество взаимодействия между студентами и профессионалами фармотрасли?
- Мы видим, что с каждым годом оно улучшается. Продуктивность этого диалога зависит не только от заинтересованности и уровня подготовки студентов, но и во многом – от самих представителей фармотрасли. Важно то, насколько фармацевтические компании готовы быть открытыми, понятными и полезными студентам. Именно поэтому компания Сервье стремится делиться экспертизой и делает все возможное, чтобы студенты открывали для себя многообразие карьерных перспектив в фармотрасли. Различные мероприятия, в частности, ВСФО, становятся прекрасной площадкой для такого взаимодействия и дают учащимся возможность пообщаться с компаниями и со специалистами регуляторных органов как с потенциальными работодателями.
- Насколько студенты осведомлены о ситуации в отрасли?
- Именно такие площадки, на которых студенты и специалисты могут общаться напрямую, позволяют ребятам узнать реалии отрасли, своими глазами увидеть истории успеха и задать волнующие вопросы. Также фармкомпании организуют мастер-классы, где они делятся своей экспертизой, дают представление о требуемых на практике навыках и знаниях, которые зачастую сложно получить в ВУЗах. Компании готовы инвестировать в студентов, понимая, что они вкладываются в потенциальных будущих сотрудников.
Например, мы получили невероятно позитивные отклики на проведенный нами в рамках ВСФО квест «Работа в фарме». Участники пробовали себя в различных ролях на пяти разных локациях: производство, обучение, продажи, маркетинг, клинические исследования. У всех членов команд была возможность показать себя в каждом из направлений, применить свои навыки и в игровой форме ближе познакомиться со спецификой работы. Нам было важно показать студентам, что каждая из этих ролей, в первую очередь, несет в себе знание о пациенте, врачах, продуктах и основных принципах работы, которые можно получить, начав карьеру медицинским представителем.
- Действительно ли наблюдается дефицит молодых специалистов? Насколько выпускники подготовлены к полноценной работе в отрасли?
- Нельзя сказать, что на рынке существует дефицит, однако мы испытываем потребность в большем количестве именно высококлассных специалистов. На рынке много молодых кандидатов, и когда они приходят в компанию на собеседование, конечно, приходится быть избирательными: не у каждого из них достаточно знаний, чтобы работать в компании Сервье. Вряд ли это связано с ситуацией в отрасли или в образовании. Возможно, одной из причин является смена подхода к познавательному процессу, так как сейчас у многих развито клиповое мышление, и информация усваивается поверхностно. В такой отрасли как фармация нужно иметь глубокие знания - здесь нельзя прочитать оглавление и пойти сдавать экзамен. Недостаток глубины знаний - это важная проблема, и многие компании это отмечают.
Понятно, что в любой компании, в которой существует программа адаптации сотрудников, всегда есть какое-то обучение. В компании Сервье мы уделяем этому особое внимание. У нас существует комплексный многоступенчатый тренинг по подготовке новых сотрудников, направленный на бизнес-обучение и персональное развитие. Это позволяет оперативно интегрироваться в рабочий процесс и означает, что практически любой студент может прийти к нам и начать свою карьеру. Хочу отметить, что базовые знания, которые дают в ВУЗах, достаточны для того, чтобы начать свою карьеру. А компании, которые заботятся о своих сотрудниках, оказывают поддержку своим сотрудникам в непрерывном развитии и обучении.
Ольга Сурина, Руководитель отдела по работе с персоналом и администрации завода «Такеда» в Ярославле.
- Ольга, обладают ли выпускники достаточными компетенциями и знаниями для работы в фармкомпаниях?
- Если мы рассматриваем ситуацию на сегодняшний день, то уровень знаний студентов улучшается с каждым годом. В рамках образовательного процесса приобретаются знания. Но вот профессиональные навыки ребята могут получить исключительно в рамках производственных и преддипломных практик. Коммуникации между преподавателями и работодателями должны быть как можно более тесными с целью комплексного подхода к формированию знаний, умений и навыков молодых специалистов.
Безусловно, проактивными должны быть и сами студенты. Ведь им необходимо, в первую очередь, понимать, что за время обучения в университете нужно также получить максимум практических знаний - и только тогда будет результат. Наша задача как работодателей – организовать процесс производственной практики таким образом, чтобы дать возможность ребятам приобрести практические знания.
Мы стараемся взаимодействовать со студентами, начиная с третьего курса на базе завода в Ярославле. У нас плотная коммуникация с образовательными учреждениями. Каждый год через нашу производственную площадку проходит практику около 50 студентов, с учётом того, что численность штата наших сотрудников всего 250 человек. И каждый студент успевает не просто ознакомиться с необходимыми материалами, а имеет возможность поработать. Кандидаты на практику обязательно проходят интервью, в рамках которого мы интересуемся о направлении в области фармации, в котором хочет развивать свою карьеру студент. У ребят, как правило, ещё нет сформированного видения. Для этого и есть практика. У нас, например, студенты имеют возможность экскурсий в каждое подразделение завода, увидеть, как работают специалисты, за что они отвечают. Мы организуем ознакомительные встречи с презентациями, касающимися деятельности отделов.
Подготовка будущего специалиста должна быть комплексной работой. Если инициатива идёт только со стороны студента или только работодателя, то результата не будет никогда. Общее видение и общее понимание должно быть у всех трёх сторон: работодателя, образовательного учреждения и самого студента.
Материал подготовлен по результатам работы Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады.